манифест отчаяния и снобизмавремя обозначить проблемы
1. должна ли я выполнить просьбу алексея викторовича и бросить курить
а) нет, не должна. кто он такой, чтобы приказывать мне? это требование меня оскорбляет.
б) да, должна, это не сложно и поможет сохранить хорошие отношения (предположим). у каждого свои причуды, иногда стоит пойти навстречу.
2. должна ли я изменить свое отношение к нему (предположим, что оно еще не изменилось)
а) нет, не должна, он желает мне только добра.
б) да, так как он влез туда, куда не стоило лезть, задел, оскорбил etc.
на самом деле отношение уже изменилось. я не могу больше ему доверять. все наши прекрасные отношения летят к черту, поскольку он пытается перекроить меня, доказать, что жизнь -- не дар напрасный, дар случайный. мы много говорили об этом вчера, он написал мне письмо. однобокость его доводов поражает. каждый судит со своей колокольни. одна наша преподавательница однажды сказала, что попытка заглянуть в бездну не может остаться безнаказанной. я смотрела в бездну (пусть это звучит пафосно), он -- видимо, нет. он из тех людей, кто сторонится бездны и обходит ее за пять километров, не понимая, как кого-то может туда тянуть. тянуть в эту прекрасную, любимую, восхитительную бездну. он считает, что нужно жить, нужно работать, нужно что-то создавать. я счастлива, действительно счастлива, что есть такие люди, так как все держится именно на них. но меня занимает вопрос о том, должно ли все держаться. по-моему, ответ не столь очевиден.
цитирую письмо.
читать дальше
«Этот приём "переворачивания" утверждений только внешне выглядит
обезоруживающим. Как в случае привативных оппозиций один из членов
является маркированным (это следует из наблюдения за
функционированием), так и в жизни не являются симметричными
утверждения типа "В жизни есть смысл" : "В жизни нет смысла". Или, как
в классическом фильме говорит Д.Банионис "Все люди верят. Одни - что
Бог есть, другие - что Бога нет". Это неверно. Проверить, что из них
истинно (читай: что лучше соответствует адаптивному поведению человека
(или как там у Касевича было)) можно проанализировав наше поведение
- младенца - который, проснувшись, улыбается миру (если у него ничего
не болит, конечно, но это внешний фактор, не характеризующий
мироустройство);
- человека, идущего по улице и машинально уступающего дорогу детям, то
есть не жалеющего чуть-чуть потратить своей энергии на более длинный
путь;
- человека, когда ему плохо - он тоже в первую очередь ищет помощи у
других, а не избегает их
и так далее.
Мы изначально исходим из того, что человек добрый. (Это потом при
отсутствии сигнала наш компас расстраивается и начинаются всякие
поползновения в сторону "дар напрасный, дар случайный".) Если бы
человек не был добрым, мир бы не просуществовал столько времени (мы не
могли бы к нему адаптироваться (по Касевичу
Спокойной ночи!
Ал.»
по-моему, это просто смешно. особенно про то, что человек ищет помощи у других. примеры совершенно... нерелевантные.
(я понимаю, что это просто сублимация, я репетирую ответ, который, скорее всего никогда не озвучу, не напишу. это самотерапия. это недописанное и неотправленное письмо кафки отцу. слово «отец» всплывает очень удачно.)
«если бы человек не был добрым, мир бы не просуществовал столько времени»
а это меня просто возмущает. механические совокупления, продолжающиеся тысячи лет, продиктованные животным инстинктом -- оказывается, это результат доброты. я имею в виду часть населения любой страны, всегда составляющую большинство. плебс.
человек -- венец природы, поскольку может осознать, что он -- не венец природы. ха.
о, если бы я ему сказала, что не собираюсь иметь детей, потому что считаю это жестоким -- по отношению к детям. если бы прочла ему «новые стансы к августе». он просто разорвал бы со мной любые связи. с жалостью. но безжалостно.
есть вещи, которые мучают меня всю жизнь, с детства. и чем старше я становлюсь, тем больнее мне о них думать, и я сомневаюсь, что когда-нибудь избавлюсь от некоторых воспоминаний, мыслей. конфликты затянулись -- по времени и в узел, и этот узел можно разрубить только вместе с собственным телом. это не преувеличение. и то, что у других людей никогда такого не было и не будет, может меня обрадовать, но не исправить того, что есть во мне.
и на его колокольню мне лезть противно, поэтому я обхожу ее стороной (как он -- бездну). он считает это слабостью, поскольку жить правильно трудно, жить порочно - легко. пусть так, я слаба, а он силен. и мое единственное убежище -- фраза «слабость велика, а сила ничтожна». «когда человек рождается, он слаб и гибок, когда умирает -- крепок и черств» -- см. «сталкер». и то, что он сказал мне -- это крепкость. но черствость.
вопрос, конечно, не про курение. на его месте могло быть что угодно. просто это его пунктик. готова ли я с этим смириться? вчера я была готова. сегодня я сомневаюсь.
в любом случае, эта история меня задела.
и я поняла его главную ошибку, из-за которой я ему не поверила. не стоило говорить, что моя точка зрения -- придурь молодости (не цитата). меня очень легко поставить в позицию неразумного, запутавшегося ребенка, поскольку так, наверное, и есть; особенно если ты сам -- умудренный жизнью взрослый. но есть одно «но».
дети ненавидят, когда их называют детьми. точнее: подростки ненавидят, когда им указывают на их место -- лишенное привилегий детства и возможностей взрослых. после того, как им на это укажут, все добрые и все правильные советы идут к черту, они словно перестают их слышать, нет, они переворачивают их с ног на голову, делают все наоборот. дерзят. уходят из дома. больше такта, алексей викторович, вспомните все это через десять лет, когда вашей дочери будет тринадцать. (и вот я уже скатываюсь на обращение к нему.)
и вот теперь, совершенно по-детски, мне хочется сохранить всю свою тоску, весь нигилизм, сарказм, злобу. потому что это мое, это результат моего формирования. не самый лучший. но он дает мне возможность видеть вещи с разных сторон. он дает мне испытывать тонкое, саморазрушительное удовольствие.
бездна -- это очень красиво.
лучше солнца и синего неба. бродский лучше агнии барто. сартр лучше экзюпери.
в жизненном, практическом плане он, конечно, прав. лучше решать проблемы, чем тонуть в них. лучше созидать, чем разрушать, проповедовать, чем растлять. так считается. так принято. но проповедь может быть равна насилию. и даже растлению.
про «дар напрасный, дар случайный» он сказал, что это -- извращение. пушкин -- это теперь извращение. ха.
неужели он отрицает 95 процентов произведений искусства? вот так вот просто.
я понятия не имею, что теперь.
со стороны, это, вероятно, выглядит бредом. но когда человек волей или неволей пытается поставить себя на место бога или отца -- это задевает. даже если мне больше всего нужен бог и отец.
в любом случае теперь я переживаю и не могу спать. опять расплакалась при софии.
я буду защищать свои язвы, потому что уничтожить их можно только вместе со мной.